Независимые АЗС мешают монополистам нефтяного рынка и правительству диктовать цены на топливо по своему усмотрению

21.11.2018

В прошлый четверг «Роснефть», крупнейшая нефтяная компания в России, приостановила продажи моторного топлива на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже, вызвав шок на рынке нефтепродуктов. Предложение топлива на торговой площадке сократилось на 40%, цены одномоментно выросли на 1,5–3%. Обычно перебои в поставках связаны с техническими проблемами на нефтеперерабатывающих заводах, но в этот раз это было осознанным решением одного игрока. Менеджмент «Роснефти» таким способом выразил свое недовольство ситуацией в отрасли. «Сегодня желания торговать на бирже у нас нет, завтра может не быть, а потом появится», — заявил пресс-секретарь госкомпании Михаил Леонтьев.
Закон обязывает крупнейшие нефтяные компании поставлять на биржу не менее 10% производства бензина и авиакеросина и 5% дизельного топлива, так что общий баланс на рынке рано или поздно восстановится. Однако демарш «Роснефти» все равно оставляет неприятный осадок: топливная индустрия, ослабленная монополизмом вертикально-интегрированных компаний и беспорядочным регулированием правительства, и без того находится на грани кризиса.
От социально ответственной госкомпании скорее ожидаешь активной поддержки соглашения о стабилизации розничных цен на бензин, подписанного нефтяниками и правительством в этом месяце, чем дополнительного давления на рынок. Но у «Роснефти» свои интересы в этой борьбе: при помощи сокращения поставок госкомпания протестует против «договорных сделок» на бирже, ушлых спекулянтов и монопольного положения независимых сетей АЗС.
Парадоксальным образом «Роснефть», выступая за чистоту рыночного ценообразования и конкурентную среду, не стесняется прибегать к открытому манипулированию рынком и демонстрировать, кто в реальности задает тон ценам на бензин.
В понедельник госкомпания вернулась на биржу после двухдневного бойкота, но проводила лишь мелкие и «адресные» сделки, продавая свои нефтепродукты только «избранным» покупателям. По данным «Коммерсанта», частичное возобновление поставок произошло после того, как глава Крыма Сергей Аксенов написал курирующему ТЭК вице-премьеру Дмитрию Козаку письмо о том, что из-за действий «Роснефти» к концу декабря полуостров может остаться без топлива.
В правительстве прислушались к Аксенову и выразили готовность пойти на уступки госкомпании. По словам министра энергетики Александра Новака, предложения «Роснефти» о том, как улучшить работу биржи, уже прорабатываются. Вместе с тем ультимативный характер требований Игоря Сечина вряд ли вызывает большой восторг в Белом доме, который заходит все дальше в тупик в попытках ручного управления топливной отраслью.
Источник «Новая Газета»: https://www.novayagazeta.ru/articles/2018/11/20/78644-pyataya-kolonka